Кто не знает, куда идет, может сильно удивиться, попав не туда.
Марк Твен
Чтобы достичь цели, необходимо правильно ее сформулировать. Как показывает практика, этому правилу следуют не все, а даже те, кто знает это правило и пытается следовать ему, часто не понимают, что же такое «правильная формулировка цели».
УП подразумевает последовательное приближение к поставленным целям. А возможно ли достичь цель, если она звучит как «углубить», «повысить», «расширить», но не сказано на сколько?
Давайте рассмотрим маленький пример. Компания решила внедрить у себя систему электронного документооборота (ЭДО). ИТ-подразделению ставится цель «Внедрить систему ЭДО».
Вариант первый: ИТ-шники устанавливают у секретаря ПО для приема факсов в электронном виде и рапортуют – «Выполнено!». Они правы: факс является документом, он теперь принимается в электронном виде и рассылается всем заинтересованным лицам в электронном виде. Цель достигнута?
Вариант второй: ИТ-шники понимают, что это интересная долгосрочная работа и начинают раздувать внедрение. Убеждают руководство, что для внедрения потребуется и «то», и «другое» и «третье». Время идет, все планируемые бюджеты вычерпаны, установлено множество различного ПО, системой толком никто не пользуется, пользователи не довольны, документы постоянно дублируются в электронном и бумажном виде… Но до полноценного внедрения, т.е. до достижения цели, еще далеко.
Проблема в обоих случаях одна – постановка цели. Дело в том, что цель должна быть исчислима либо непосредственно в формулировке, либо в критериях описания цели. В предложенном выше примере цель должна быть разложена на дерево целей. К примеру:
- До 1 ноября изучить доступные на украинском рынке программные продукты для систем ЭДО стоимостью до 300$ за рабочее место и представить сравнительную таблицу для принятия решения.
Исчислимые параметры: «До 1 ноября» – временное ограничение; «на украинском рынке» – территориальное ограничение; «до 300$ за рабочее место» – стоимостное ограничение; «таблицу» – определение формата результата. - Создать прототип на основе выбранного программного обеспечения на 4-х рабочих местах (2 в отделе продаж, 2 в сервисном отделе) и перевести в ЭДО следующие виды документов – перечисление видов.
Исчислимые параметры: «4-х рабочих местах» – указание количества рабочих мест; «в отделе продаж… в сервисном отделе» – четкое указание подопытных отделов; «следующие виды документов» – видовое ограничение. - и так далее…
При такой постановке цели изначально видно, что нужно получить в результате проекта. Иначе проект развивается самостоятельно, и ни о каком управлении им не может быть и речи.
Подробнее об этой и о других хитростях проектного менеджмента Вы можете узнать на тренинг-семинаре «Управление проектами», который состоится 17-18 сентября 2005 года в тренинговом центре «Бизнес-Сервис»
Анатолий Савин
Консалтинговый центр “Бизнес-Сервис”
Оставить ответ
Хотите присоединиться к дискуссии?Не стесняйтесь вносить свой вклад!