Марсианин
В рамках pm.Кинозала мы разложили по полочкам проектного менеджмента фильм «Марсианин». Разбирали, в первую очередь, кризис-менеджмент и решение проблем.
Описание фильма
Ты один… воды нет… воздуха нет… температура -60°С… до ближайшего человека 225 млн км… помощь придёт через 575 дней… вероятно…
Это космос. Он недружелюбен. В какой-то момент всё полетит к чёрту, и ты скажешь: «Вот и всё! Мне конец…»
Можешь или смириться с этим, или начать работать.
Вот, собственно, и весь секрет. Ты просто начинаешь. Без паники решаешь одну проблему, затем другую.
И если ты решишь достаточно проблем, ты вернёшься домой.
NASA рассматривает этот фильм как case study: appel.nasa.gov/2015/10/26/the-martian-as-a-case-study. А мы, во время просмотра и разбора фильма, обнаружили следующие инструменты и процессы кризис-менеджмента и проектного управления:
Краткий обзор проекта
Первоначальная цель проекта: Целью полёта «Арес-III», как и двух предыдущих кораблей серии «Гермес-Арес», являлась высадка людей на поверхность Марса и проведение научных исследований.
Описание кризиса (З события начинающие и усиливающие кризис):
- Астронавта Марка Уотни оставляют одного на Марсе во время экстренной эвакуации.
- Взрыв одного из воздушных замков, из-за чего погибает плантация картофеля.
- Взрыв ракеты с провизией для Марка Уотни.
Итоговый план выходы из кризиса:
- Обеспечить питание на 3 года до прибытия следующей миссии Арес-IV:
- Распределение существующих ресурсов.
- Организация плантации картофеля.
- Удобрение грунта.
- Полив (добыча большего количества воды).
- Изменение рациона питания в связи с гибелью плантации.
- Транспорт в точку прилёта Арес-IV:
- Увеличение дальности пробега на 1 заряд.
- Обогрев во время пути.
- Тесты и проверки.
- Дорога.
- Связь с NASA
- Поиск PathFinder-а.
- “Оживление” PathFinder-а.
- Разработка языка общения.
- Подключение PathFinder-а к роверу.
- Изменение курса Гермеса для возврата к Марсу.
- Решение проблем со скоростями и расстояниями для вывода Марка Уотни на орбиту Марса и его перехвата на орбите.
Стейкхолдеры проекта:
# | Имя | Роль |
---|---|---|
1. | Марк Уотни | Астронавт, ботаник, техник-инженер |
2. | Мелисса Льюис | Командир экипажа, Тим-лид, Руководитель проекта |
3. | Винсент Капур | Руководитель программы «Арес». Кризис-менеджер |
4. | Тедди Сандерс | Директор NASA, Руководитель портфеля проектов, Спонсор проекта |
5. | Энни Монтроуз | Директор пресс-службы NASA |
6. | Рик Мартинес | Астронавт, Пилот |
7. | Бет Йоханссен | Астронавт, Программист, Оператор систем |
8. | Митч Хендерсон | Директор управления полётами Гермеса, Руководитель программы «Гермес» |
9. | Крис Бек | Астронавт, Хирург |
10. | Алекс Фогель | Астронавт, Химик |
11. | Минди Парк | Специалист спутниковых коммуникаций, Планировщик спутниковых полётов |
12. | Брюс Ын | Директор лаборатории реактивного движения, Подрядчик |
13. | Рич Пёрнелл | Специалист по астродинамике |
14. | Гуо Минг | Научный директор CNSA. Конкурент NASA |
15. | Чжу Тао | Зам. научного директора CNSA. Конкурент NASA |
Классика кризис-менеджмента
Классический кризис-менеджмент, вернее я бы назвал его «осознанный кризис-менеджмент» раскладывается на следующие фазы:
- Раннее предупреждение. Мы все знаем закон Мерфи, что если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так! Соответственно мы должны надеяться на лучшее, но готовиться к худшему — это и есть управление рисками проектов.
- Понимание проблемы. Многие руководители проектов тянут до последнего, откладывая осознание проблем своего проекта, даже если настроено раннее предупреждение.
- Оценка повреждений/угроз. Но потом случается необратимое и нужно менять цели проекта: с получения каких-то продуктов или выгод — на спасение людей и ликвидацию последствий.
- Разрешение кризиса. Или вы делаете это управляемо, или ваше окружение делает это за вас, но кризис всё равно разрешается. Разница лишь в том, что при вменяемом управлении кризисом, негативные последствия от него намного меньше, а уважения к вам больше.
- Извлечение уроков. Ну, а на этом этапе соскакивают практически все. Проблема решена, и вспоминать и думать о ней больше не хочется. А зря! Самое время собрать весь полученный опыт в стройные знания и изменить свою систему так, чтоб подобное больше не случалось.
Разбор с привязкой ко времени
“Сол” – марсианские сутки, продолжительность которых равна 24 часам, 39 минутам, 35,244 секундам.
Сол | Элемент УП | Описание |
---|---|---|
1. Раннее предупреждение |
||
Сол 18 | Раннее предупреждение о надвигающемся шторме | Фраза командира Льюис «Я видела сводку» |
Отслеживание тренда | Фраза Минди «Они прислали уточнение» | |
Решение прекратить проект | Командир приказывает эвакуироваться | |
Начало кризиса |
||
Сол 18 | Проблема | Марка сбивает антена спутниковой связи |
Использование поисковых технических средств | Попытка найти Марка при помощи радара | |
Связи с общественностью. Честное сообщение обществу | Пресс-конференция директора NASA Тедди Сандерса “Марк Уотни погиб” | |
19 | Тщательное документирование кризиса | Запись Марком всего на видео |
2. Понимание проблемы
|
||
Сол 19 | Осознание проблемы и анализ ситуации | Воздух, вода, еда, … Модуль рассчитан на 31 сол. Если генератор сломается, Марк задохнётся, он может умереть от жажды. Если модуль пробьёт – он взорвётся. Если всего этого не произойдёт. У него кончится еда. |
Решение выйти из кризиса. Принятие роли локального кризис-менеджера. В любой критической ситуации лучший выход – действие. |
Фраза Марка «Я здесь не сдохну». | |
21 | Определение базиса ресурсов | Расчёт «курицы в кисло-сладком соусе». |
План выхода из кризиса. Планирование от конца к началу, базируясь на плановой дате прилёта следующей миссии | Модуль рассчитан на проживание 6 человек в течение 31 сола. Было прислано еды на 68 солов на 6 человек. Для одного человека эту еду можно растянуть на 400 солов, если экономить. Нужно вырастить еду на 3 года на планете, где ничего не растёт. | |
22 | Начало реализации плана | Очистка помещения |
24 | Реализация плана | Подготовка картофельной плантации |
31 | Реализация плана | Посадка картофеля |
36 | Решение проблемы с водой | Рецепт и план как произвести нужное количество воды |
Чувство юмора | Фраза “Я ботаник”, Разговор с распятием | |
41 | Неправильные расчёты и допущения. | Взрыв водорода |
Ретроспектива и работа над ошибками | Уточняющие расчёты Марка по подаче гидрозина и кислорода. | |
54 | План начинает работать | Появилась поросль картошки |
Продолжение портфеля проектов Повторная продажа проекта спонсору |
Разговор Тедди Сандерса и Винсента Капура. | |
Нарушение субординации и принятие ответственности на себя | Винсент даёт Минди задание без разрешения сверху | |
Мониторинг | Информация кризисе наконец-то дошла до центра. В NASA поняли, что Марк жив | |
Осознание кризиса в центре | Фраза Тедди “Он умрёт раньше, чем мы ему поможем” | |
4. Разрешение кризиса |
||
Сол 55 | Коммуникации и работа с общественностью | Пресс-конференция директора NASA Тедди Сандерса. Честное сообщение обществу |
70,71 | Продолжение плана. Расчёт маршрута до кратера Скиапарелли | Фраза «Из этого дерьма меня вытащит только наука». Скорость 35 км без подзарядки. 50 сол в пути |
74 | Прототипирование и тестирование | Вылазки на марсоходе без обогрева |
Решение проблемы обогрева | Применение радиоизотопного генератора | |
76 | Чувство юмора | Песня Донны Саммер «Hot Stuff» |
Коммуникации с обществом. Процедуры и регламенты | Ошибка Винсента во время пресс-конференции. Нарушение процедуры. Нельзя говорить “Вернётся домой” | |
Антикризисный комитет. Конкретные задачи со сроками и ответственными | Большое совещание в NASA | |
78 | Получение недостающих ресурсов | Сбор урожая картофеля |
79 | Постановка следующей задачи – Связь |
Решение – найти PathFinder |
94 | Найден PathFinder | |
109 | PathFinder доставлен на базу | |
Немедленные действия | Благодаря тотальному наблюдению из космоса в центре понимают идеи Уотни. Винсент срочно вылетает в JPL. | |
Привлечение экспертов и Налаживание связи | С помощью экспертов из прошлых проектов передатчик PathFinder-а подключён к марсоходу | |
110 | Брайншторм | Придумывание нового языка общения. Учите ASCII-код |
Психологическая работа и Открытость перед командой | От команды 2 месяца скрывают, что Марк жив, беспокоясь о их психологическом состоянии. Но потом сообщают, что Уотни жив | |
128 | Чувство юмора | Фраза “Утрись Нил Армстронг”. Фото Марка для связей с общественностью |
134 | Взрыв. Кризис усиливается | Ошибка Марка. Пользовался только одним шлюзом. Взрыв произошёл из-за износа материи |
Форсирование | Новые сроки для доставки еды на Марс | |
136 | Коммуникации и чувство юмора | Переписка с командой |
154 | Отслеживание хода и прогнозирование | Новый план рациона питания |
Принятие ответственности | Ускорение старта. Директор NASA Тедди Сандерс готов ответить за неудачу при старте. | |
Усиление кризиса | Взрыв ракеты с провизией для Марка. Обратите внимание, что директор NASA Тедди Сандерс достаёт перед уходом из ЦУП красную папку. Речь уже заготовлена для обоих случаев. | |
186 | Все хотят помочь, когда ты открыт обществу | Китайское космическое агентство решает помочь с доставкой груза на Марс |
Моделирование, проверка гипотезы и презентация прототипа | Новая возможность благодаря новым расчётам. Расчёты Рича Пёрнелла на суперкомпьютере Плеяды. Демонстрация Ричем своей идеи | |
Нарушение субординации №2, использование метода лавины и принятие ответственности на себя | Курс Рича Пёрнелла загружен в маршрут Гермеса. Митч Хендерсон готов уйти в отставку. | |
219 | Рутина… бывает и такое в кризисе | Начало нудного долгого пути. План – добраться до корабля Арес-IV взлететь на нём на орбиту Марса, где Марка подхватит Гермес |
227 | Пополнение ресурсов | Подхват Гермесом зонда с провизией |
461 | Продолжение плана и юр. вопросов | Космическое пиратство |
494 | Долгая дорога в кораблю Арес-IV | |
517, 538 | Решение проблемы скорости перехвата | План полёта на “кабриолете”. Приготовление к полёту |
560 | Моделирование | Моделирование перехвата при помощи солонки и перечницы |
561 | Перехват Марка Уотни на орбите Марса | |
5. Извлечение уроков |
||
День 1 | Обучение новых астронавтов | Марк начинает преподавать в Школе Астронавтов |
Мало? Заходите на AresLive.com, там дополнительное видео о приключениях Марка Уотни. А лучше читайте книгу Энди Вейера “Марсианин”. Там и приключений Марка больше, и многие непонятные моменты фильма проясняются.
Также, смотрите альтернативные проектные уроки:
- The Top 5 Project Management Lessons From The Martian
- 5 Project Management Lessons From The Martian
- What can The Martian teach us about project management?
Выводы
- Любую проблему можно решить. Из любого кризиса можно выйти. Всё зависит только от вашего желания, ресурсов, времени и, конечно же, удачи.
- Действуй. Хорошо помогать тому, кто сам себе помогает.
- Узнавайте больше из разных сфер. Уотни невероятно повезло, что он ботаник, что он знает где Pathfinder, помнит шестнадцатеричный код и знает химии, чтобы получить воду из гидразина.
- Поймите содержание проблемы и ваши ограничения. Но не переживайте сильно по поводу ограничений. Только благодаря нужде и ограничениям может быть построена креативная команда. Мысль работает только на голодный желудок. Когда “всё в шоколаде”, то ничего не хочется.
- Декомпозируйте кризис на более мелкие проблемы. И решайте их.
- Планируйте и импровизируйте. Правильный вывод не всегда очевиден. Директор NASA несколько раз принимал одни решения, строил планы, а потом импровизировал. Сам Марк Уотни поступал также. Это кризис-менеджмент… особая форма проектного управления.
- Относитесь ко всему позитивно. Даже когда вашему проекту кранты – найдите силы и возможности добавить позитивной энергии команде. Это может быть решающим фактором между успехом проекта и неудачей. Хорошее чувство юмора спасает даже с самой безвыходной ситуации.
- Коммуницируйте. Налаживайте связь внутри проекта, а также вовлекайте стейкхолдеров, общественность, партнёров и конкурентов.
- Командная работа. Один в поле не воин.
Мы и далее будем разбирать интересные фильмы. Благо – смотреть есть что!
Оставить ответ
Хотите присоединиться к дискуссии?Не стесняйтесь вносить свой вклад!